Асфальтобетон: свойства, характеристики
История асфальтового бетона берет свое начало с конца позапрошлого века, когда в ряде государств, независимо друг от друга, строители начали применять специальные составы для уплотнения горячей дорожной смеси и подсчитывать плотность получаемого материала. Путем проб и ошибок были выработаны единые принципы создания асфальтобетона и определены требования к качеству смесей, позволяющие добиваться высококачественных характеристик дорожного покрытия.
Асфальтовый бетон – это отвердевшая масса подобранных в соответствии с рецептом компонентов: тонкодисперсного минерального порошка, гравия, песка, щебня и связующего материала. Последним, как правило, выступают нефтяные дорожные битумы, жидкие и/или вязкие. Второе название асфальтобетона – искусственный асфальт, от природного он отличается наличием в смеси щебня.
В зависимости от характеристик компонентов и методов создания асфальтовые бетоны делятся на несколько типов:
- По виду применяемых минералов: щебеночные, гравийные и песчаные. В каждом варианте присутствуют минеральный порошок, битум и песок, в щебеночном и гравийном типах в состав добавляются щебень и гравий соответственно.
- По вязкости связующего вещества и температуре его укладки: горячие (от 120°С) и холодные (от 5°С). Ранее еще выделяли теплые асфальтобетонные смеси (от 70°С), но при замене ГОСТа 9128-84 на 9128-97 этот тип исчез из строительных документов.
- По размеру зерен наполнителя: крупнозернистые (размер фракций может достигать 0,4 см), мелкозернистые (в два раза меньше) и песчаные (до 0,05 см). Холодные смеси могут быть только двух типов: с мелким зерном или песчаными.
- По величине (в процентах) остаточной пористости: высокоплотные, плотные, пористые и высокопористые. Остаточная пористость материалов равна 1-2,5%, 2,5-5%, 5-10% и свыше 10% соответственно. Холодные смеси не должны выходить за рамки 6-10%.
Обратившись на бетонный завод Бетон-М, вы можете сделать заказ на асфальтобетон нужного вам типа в любых объемах и забрать готовую продукцию в указанные договором сроки. Если возникают трудности по подбору характеристик строительного материала — специалисты компании готовы подсказать верное решение и обосновать свое мнение фактами и примерами.
Асфальтобетон имеет ряд преимуществ перед другими оригинальными материалами, применяемыми в устройстве автодорожных и аэродромных покрытий, заливке эксплуатируемых плоских кровель и в строительстве мощных промышленных объектов:
- Высокая прочность и долговечность.
- Способность противостоять климатическим и механическим воздействиям.
- Низкий уровень шума при движении транспорта по дорожному покрытию.
- Возможность повторного использования.
Последнее преимущество относится только к асфальту традиционной рецептуры – если в нем есть добавления резины или улучшающих свойства материала компонентов, то такие покрытия не перерабатываются. Процесс продления жизни асфальтобетона выглядит следующим образом: с помощью спецтехники снимается слой покрытия, лом доставляется на АБЗ и перерабатывается там с помощью современного оборудования.
Есть два способа переработки асфальтобетона. В первом, менее затратном, покрытие дробится с помощью любого ударного оборудования, после чего к полученной массе добавляется эмульсия. Метод называется «холодным», и полученный таким способом асфальтобетон рекомендуется использовать на малозагруженных автодорогах.
Второй способ называется «горячим». Этот метод включает в себя дробление лома, его сушку и обогащение вяжущим компонентом. На выходе получается материал, по характеристикам схожий с новозамешанным асфальтобетоном. Поскольку бетонный завод Бетон-М располагается в г. Зеленоград, мы рекомендуем своим партнерам использовать именно этот способ переработки асфальта: дорог с малым потоком автомобилей в Москве и области практически не осталось.
Есть у асфальтового бетона и недостатки:
- Укладка должна производиться при определенных климатических условиях.
- Быстрое старение материала.
- Зависимость качества укладки асфальтобетона от его пластичности (вязкости и количества битума).
- Наличие определенного температурного диапазона, в районе которого искусственный асфальт чувствует себя комфортно.
Для того, чтобы асфальтобетон не разрушался при перепаде температур и как можно дольше не изменялись свойства входящего в его состав минеральных компонентов, производитель вводит в смесь специальные добавки и тщательно подбирает состав вяжущего вещества.
Если быть откровенным, то недостатки имеются у всех покрытий, которые используются для создания автомобильных дорог. Но асфальтобетон уже много лет является одним из лучших по стоимости и характеристикам, поэтому рекомендуем обратить на него самое пристальное внимание: уложив искусственный асфальт один раз, вы впоследствии сможете использовать материал повторно. Что даст существенную экономию при ремонте дорог в будущем!